| ||
|
|
|
| ||
|
Главная / Об академии / Научная работа / Лабораторий Научная работа лабораторий
Осуществление поставленных целей и реализация задач обеспечивается за счет взаимодействия с учебно-научными структурами вуза и с другими структурами, обеспечивающими молодежный отдых и социальную поддержку студенческой молодежи. Начиная с 2003 года и по настоящее время, специалисты лаборатории работают над реализацией внутривузовского гранта « Разработка модели внутривузовской системы качества подготовки специалистов на основе информационно-коммуникационных технологий», состоящей из следующих этапов: 1 этап: изучение и анализ международного и российского опыта построения системы качества в высшем учебном заведении (2003 год); 2 этап: разработка автоматизированной системы управления качеством образования (2004 год); 3 этап: разработка стратегии развития НОУ «Столичный гуманитарный институт» и концепции внутривузовской системы качества подготовки специалистов (2005 год). В рамках реализации проекта лабораторией были осуществлены следующие научные и научно- организационные работы: - разработана тематика проведения научных исследований, связанных с разработкой модели деятельности специалиста, моделью содержания обучения и организации учебного процесса на основе принципов качества обучения по специальностям, реализуемым в Институте; - проведено научное исследование «Внутривузовская система качества подготовки специалистов в Столичном гуманитарном институте»; - подготовлен проект Концепции внутривузовской системы качества подготовки специалистов в Институте; - разработан инструментарий и методика проведения опроса студентов по качеству учебного процесса в Институте; - подготовлена Концепция развития НОУ «Столичный гуманитарный институт» на перспективу до 2010 года с учетом мировых тенденций в образовании и вхождения России в Болонский процесс.
Лаборатория создана 1 октября 2005 года с целью содействия в решении проблем содержания профессиональной подготовки и переподготовки кадров для современной системы защиты детства и работы с молодежью. Научный руководитель лаборатории – Г.В. Семья, доктор психологических наук, международный эксперт UNICEF по вопросам деинституционализации и социальной политики в области детства, контактное национальное лицо по вопросам противодействия трафику детей Союза Балтийских Стран, член Координационного Совета Минобрнауки РФ по ФЦП «Дети-сироты», научный руководитель эксперимента по патронату в г. Москве. Направление научных исследований лаборатории связано с разработкой теории и методологии психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Лабораторией проводятся фундаментальные исследования по теме «Социально-психологические основы политики деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: в 2005 году выполнены исследования по проекту «Социально-психологические механизмы формирования и компенсации депривационных нарушений в развитии у детей, оставшихся без попечения родителей». По результатам исследования подготовлены и сданы в печать: монография «Семейные формы устройства: замещающая профессиональная семья» (издательство «Генезис»), научная статья В.Н. Ослон « Проблемы комплексного сопровождения замещающей профессиональной семьи» (журнал «Дефектология», №1, 2006). В 2005 году лаборатория выполнила работы по государственным контрактам с Федеральным агентством по образованию: «Разработка методического пособия по социальному, правовому, психологическому сопровождению детей-сирот при первичном трудоустройстве» (госконтракт с Рособразованием №1077 от 14.11.05 г., федеральная целевая подпрограмма «Дети-сироты»); «Разработка методических рекомендаций по созданию вариативных форм и видов университетских комплексов, имеющих в своем составе школы-интернаты» (госконтракт с Рособразованием № 1436 от 13.12.05 г., федеральная целевая подпрограмма «Дети-сироты»). По заказу Рособразования лаборатория принимала активное участие: - в организации и проведении российского конкурса проектов по созданию программ профильного и предпрофильного обучения в образовательных учреждениях, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Рособразования от 03.11.05 г. № 1386/12-14); - в организации и проведении региональной обучающей конференции по проблемам профессионального самоопределения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Рособразования от 18.10.05 г. № 1295/12-14). По заказу UNICEF Казахстана и в рамках договора с Национальным обществом психологов Казахстана проведена совместная оценка проекта деинституционализации детей-сирот в Республике Казахстан, результаты которой были представлены на международной конференции по вопросам деинституционализции в г. Астана. Специалисты лаборатории участвуют в научных и социальных проектах города Москвы. По просьбе Департамента образования города Москвы (письмо зам. Руководителя Департамента образования города Москвы от 02.12.05 г. № 2-35-16) они осуществляют научно-методическое руководство уполномоченными службами по передаче детей-сирот на патронатное воспитание, разрабатывают научно обоснованные технологии и методы работы специалистов этих служб. Г.В. Семья возглавляет Общественный Совет по семейным формам воспитания детей-сирот в г. Москве. Специалисты лаборатории готовят и ежемесячно проводят заседания этого Совета, проводят экспертизу деятельности уполномоченных служб. Совместно с Департаментом образования лаборатория организовала две научно-практические конференции. На основании договора с Департаментом образования г. Москвы разработана программа подготовки команды специалистов уполномоченных служб и организована подготовка кадров на факультете повышения квалификации. Специалисты лаборатории являются основными разработчиками городской программы «Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которую по указанию мэра города разрабатывают Уполномоченный по правам ребенка и Департамент образования города Москвы. В лаборатории на основе проведенных исследований подготовлены и реализуются три программы профессиональной переподготовки психологов, руководителей служб психологической помощи: «Организация и технологии реабилитационной работы (с детьми, нуждающимися в государственной защите)»; «Психолого-педагогическая реабилитация детей группы риска», «Психологические технологии профилактики социального сиротства». По заказу Уполномоченного по правам ребенка проводятся исследования установок различных групп населения и оценка ресурсов общества в сфере развития семейных форм воспитания детей-сирот. С целью мотивации населения участия населения в развитии семейных форм воспитания специалисты лаборатории ведут постоянную рубрику в газете «Московская правда». С Агентством социальной информации (АСИ) регулярно проводятся круглые столы для прессы по вопросам социальной политики. К выполнению научных проектов активно привлекаются студенты и аспиранты Института.
Лаборатория имеет факультетский статус (функционирует на факультете психологии, педагогики и права). Сотрудники лаборатории разрабатывают 4 основные темы: - антропологическое значение и цели высшего гуманитарного образования в современном обществе; - антропологический подход в современном гуманитарном образовании; - антропологическое содержание и специфика педагогической деятельности преподавателя современного вуза; - теоретико-методологические и методические подходы к исследованию субъектности и ее развитию у студентов гуманитарных вузов. Исследования в лаборатории антропологических основ высшего гуманитарного образования носят фундаментальный характер. Вместе с тем, результаты исследования имеют непосредственное прикладное значение для проектирования практики высшего гуманитарного образования в современном обществе. | ||||||||||