Истина в познании

Научная работа лабораторий

  • Лаборатория качества образования

Лаборатория создана приказом ректора
СГИ в 2003 году, с ноября 2005 года ее возглавляет доктор философских наук, профессор Бабочкин Петр Иванович.

Основной стратегической целью деятельности лаборатории является анализ и повышение качества профессиональной подготовки и воспитания студентов, а также максимальное выявление, раскрытие и реализация творческого потенциала студентов во всех сферах их социально-полезной деятельности и личностного развития путем проведения мониторинговых психологических и социологических исследований.

Осуществление поставленных целей и реализация задач обеспечивается за счет взаимодействия с учебно-научными структурами вуза и с другими структурами, обеспечивающими молодежный отдых и социальную поддержку студенческой молодежи.

Начиная с 2003 года и по настоящее время, специалисты лаборатории работают над реализацией внутривузовского гранта « Разработка модели внутривузовской системы качества подготовки специалистов на основе информационно-коммуникационных технологий», состоящей из следующих этапов:

1 этап: изучение и анализ международного и российского опыта построения системы качества в высшем учебном заведении (2003 год);

2 этап: разработка автоматизированной системы управления качеством образования (2004 год);

3 этап: разработка стратегии развития НОУ «Столичный гуманитарный институт» и концепции внутривузовской системы качества подготовки специалистов (2005 год).

В рамках реализации проекта лабораторией были осуществлены следующие научные и научно- организационные работы:

- разработана тематика проведения научных исследований, связанных с разработкой модели деятельности специалиста, моделью содержания обучения и организации учебного процесса на основе принципов качества обучения по специальностям, реализуемым в Институте;

- проведено научное исследование «Внутривузовская система качества подготовки специалистов в Столичном гуманитарном институте»;

- подготовлен проект Концепции внутривузовской системы качества подготовки специалистов в Институте;

- разработан инструментарий и методика проведения опроса студентов по качеству учебного процесса в Институте;

- подготовлена Концепция развития НОУ «Столичный гуманитарный институт» на перспективу до 2010 года с учетом мировых тенденций в образовании и вхождения России в Болонский процесс.

  • Научно-исследовательская лаборатория управления социальными системами защиты детства и молодежной политики

 

Возглавляет лабораторию кандидат психологических наук, доцент Вероника Нисоновна Ослон

Лаборатория создана 1 октября 2005 года с целью содействия в решении проблем содержания профессиональной подготовки и переподготовки кадров для современной системы защиты детства и работы с молодежью. Научный руководитель лаборатории – Г.В. Семья, доктор психологических наук, международный эксперт UNICEF по вопросам деинституционализации и социальной политики в области детства, контактное национальное лицо по вопросам противодействия трафику детей Союза Балтийских Стран, член Координационного Совета Минобрнауки РФ по ФЦП «Дети-сироты», научный руководитель эксперимента по патронату в г. Москве.

Направление научных исследований лаборатории связано с разработкой теории и методологии психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Лабораторией проводятся фундаментальные исследования по теме «Социально-психологические основы политики деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: в 2005 году выполнены исследования по проекту «Социально-психологические механизмы формирования и компенсации депривационных нарушений в развитии у детей, оставшихся без попечения родителей». По результатам исследования подготовлены и сданы в печать: монография «Семейные формы устройства: замещающая профессиональная семья» (издательство «Генезис»), научная статья В.Н. Ослон « Проблемы комплексного сопровождения замещающей профессиональной семьи» (журнал «Дефектология», №1, 2006).

В 2005 году лаборатория выполнила работы по государственным контрактам с Федеральным агентством по образованию:

«Разработка методического пособия по социальному, правовому, психологическому сопровождению детей-сирот при первичном трудоустройстве» (госконтракт с Рособразованием №1077 от 14.11.05 г., федеральная целевая подпрограмма «Дети-сироты»);

«Разработка методических рекомендаций по созданию вариативных форм и видов университетских комплексов, имеющих в своем составе школы-интернаты» (госконтракт с Рособразованием № 1436 от 13.12.05 г., федеральная целевая подпрограмма «Дети-сироты»).

По заказу Рособразования лаборатория принимала активное участие:

- в организации и проведении российского конкурса проектов по созданию программ профильного и предпрофильного обучения в образовательных учреждениях, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Рособразования от 03.11.05 г. № 1386/12-14);

- в организации и проведении региональной обучающей конференции по проблемам профессионального самоопределения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Рособразования от 18.10.05 г. № 1295/12-14).

По заказу UNICEF Казахстана и в рамках договора с Национальным обществом психологов Казахстана проведена совместная оценка проекта деинституционализации детей-сирот в Республике Казахстан, результаты которой были представлены на международной конференции по вопросам деинституционализции в г. Астана.

Специалисты лаборатории участвуют в научных и социальных проектах города Москвы. По просьбе Департамента образования города Москвы (письмо зам. Руководителя Департамента образования города Москвы от 02.12.05 г. № 2-35-16) они осуществляют научно-методическое руководство уполномоченными службами по передаче детей-сирот на патронатное воспитание, разрабатывают научно обоснованные технологии и методы работы специалистов этих служб. Г.В. Семья возглавляет Общественный Совет по семейным формам воспитания детей-сирот в г. Москве. Специалисты лаборатории готовят и ежемесячно проводят заседания этого Совета, проводят экспертизу деятельности уполномоченных служб. Совместно с Департаментом образования лаборатория организовала две научно-практические конференции. На основании договора с Департаментом образования г. Москвы разработана программа подготовки команды специалистов уполномоченных служб и организована подготовка кадров на факультете повышения квалификации.

Специалисты лаборатории являются основными разработчиками городской программы «Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которую по указанию мэра города разрабатывают Уполномоченный по правам ребенка и Департамент образования города Москвы.

В лаборатории на основе проведенных исследований подготовлены и реализуются три программы профессиональной переподготовки психологов, руководителей служб психологической помощи: «Организация и технологии реабилитационной работы (с детьми, нуждающимися в государственной защите)»; «Психолого-педагогическая реабилитация детей группы риска», «Психологические технологии профилактики социального сиротства».

По заказу Уполномоченного по правам ребенка проводятся исследования установок различных групп населения и оценка ресурсов общества в сфере развития семейных форм воспитания детей-сирот.

С целью мотивации населения участия населения в развитии семейных форм воспитания специалисты лаборатории ведут постоянную рубрику в газете «Московская правда». С Агентством социальной информации (АСИ) регулярно проводятся круглые столы для прессы по вопросам социальной политики. К выполнению научных проектов активно привлекаются студенты и аспиранты Института.

  • Лаборатория антропологических основ высшего гуманитарного образования

 

Руководит лабораторией доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Иванович Слободчиков

Лаборатория имеет факультетский статус (функционирует на факультете психологии, педагогики и права). Сотрудники лаборатории разрабатывают 4 основные темы:

- антропологическое значение и цели высшего гуманитарного образования в современном обществе;

- антропологический подход в современном гуманитарном образовании;

- антропологическое содержание и специфика педагогической деятельности преподавателя современного вуза;

- теоретико-методологические и методические подходы к исследованию субъектности и ее развитию у студентов гуманитарных вузов.

Исследования в лаборатории антропологических основ высшего гуманитарного образования носят фундаментальный характер. Вместе с тем, результаты исследования имеют непосредственное прикладное значение для проектирования практики высшего гуманитарного образования в современном обществе.